NEWS24-7.ru

Культура
 Последние новости

"Именно обувь делает женщину женщиной": Ахеджаковой - 80

Народная артистка России Лия Ахеджакова 9 июля празднует 80-летний юбилей. Отечественному зрителю она известна в первую очередь по картинам Эльдара Рязанова - "Служебному роману", "Гаражу" и "Иронии судьбы".


 
09 июля
15:00 2018

Народная артистка России Лия Ахеджакова 9 июля празднует 80-летний юбилей. Отечественному зрителю она известна в первую очередь по картинам Эльдара Рязанова - "Служебному роману", "Гаражу" и "Иронии судьбы".

9 июля народной артистке театра и кино Лие Ахеджаковой исполняется 80 лет. Ее послужной список включает в себя более 50 киноролей и примерно столько же - театральных. Будущая звезда родилась в 1938-м году в городе Днепропетровске, однако детство Лии прошло в основном в Адыгее, где ее мать Юлия Александрова играла в одном из местных театров, а отчим Меджид Салеханович работал главным режиссером Адыгейского областного театра имени Пушкина. Несмотря на творческую атмосферу, которая царила в семье, отчим Ахеджаковой был категорически против того, чтобы падчерица продолжила семейную театральную династию. Когда она окончила школу, режиссер настоял на ее поступлении в Московский институт цветных металлов и золота, так как хотел, чтобы она получила "приличную" профессию.

Лия последовала совету и подала документы в технический вуз. Однако параллельно с обучением девушка начала играть в самодеятельных студенческих спектаклях. Через полтора года любовь к театру взяла верх. Ахеджакова бросила вуз и с первой попытки поступила в ГИТИС, который закончила в 1962 году, а затем стала работать в Московском Театре юного зрителя. На его подмостках она провела 16 лет, сыграв во множестве спектаклей.

Самой первой ролью в профессиональной карьере Лии Меджидовны стал мальчик Бубнов в спектакле «Будьте готовы, Ваше высочество», а наиболее значимой работой того времени для Ахеджаковой стала Женечка - главная героиня спектакля «Мой брат играет на кларнете» по мотивам одноименной повести Анатолия Алексина.

В 1977 году актриса перешла в труппу театра «Современник», где она играет и по сей день.

Первой громкой работой актрисы стало исполнение сразу четырех главных ролей в эпатажной постановке «Квартира Коломбины» режиссера Романа Виктюка по произведению Людмилы Петрушевской.

В последующие годы актриса не знала недостатка в ролях, ей поступали предложения как из «Современника», так и из других театров.

"Серьезные" спектакли и картины Ахеджакова совмещала с "детскими" ролями - так, у маленького советского зрителя ее голос ассоциировался в первую очередь с Муравьихой-матерью из кукольного спектакля «Песня о Волге, или Сталинградская битва» режиссера Резо Габриадзе.

За свою театральную карьеру Ахеджакова сыграла множество разноплановых ролей в пьесах по мотивам классических произведений. За ее плечами - работы в таких известных постановках, как сологубовский «Мелкий бес», шекспировские «Виндзорские насмешницы» и «Предупреждение малым кораблям» по Теннеси Уильямсу.

В нынешнем репертуаре "Современника" Ахеджакова исполняет две роли. Это Зина Абрамова в спектакле "Крутой маршрут" и Фонсия Дорси - героиня пьесы Дональда Ли Кобурна "Игра в джин". Обе идут в постановке художественного руководителя театра Галины Волчек.

Впервые на экране Лия Ахеджакова появилась в 1968-м году в травести-амплуа. Она исполнила эпизодическую роль сына одного из главных героев в картине «Возвращение». В 1973 Ахеджакова выступила уже в драматической роли в фильме «Ищу человека», который рассказывал о людях, потерявших друг друга во время войны. Однако настоящий успех к актрисе пришел после новогодней комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова, ставшей отправной точкой в кинокарьере Ахеджаковой. Благодаря роли Тани, подруги героини Барбары Брыльски, актриса превратилась в звезду отечественного кинематографа.

Уже через два года, в 1977-м, искрометная роль секретарши Верочки в «Служебном романе» того же Рязанова сделала из некогда неизвестной студентки ГИТИСа культовую фигуру. Фразы ее героини растащили на цитаты ("Именно обувь делает женщину женщиной"), а сама Ахеджакова за работу в этой ленте была награждена Государственной премией имени братьев Васильевых.

Впоследствии актриса продолжила сотрудничество с Рязановым и снялась у него в «Гараже», «Старых клячах» и «Небесах обетованных».

Она также работала и с другими крупными отечественными режиссерами - Инной Туманян ("Когда я стану великаном"), Алексеем Германом ("Двадцать дней без войны"), Владимиром Меньшовым ("Москва слезам не верит"), Аллой Суриковой ("Московские каникулы") и Кириллом Серебренниковым ("Изображая жертву" и «Лето»).

Главные роли в кинолентах ей доставались достаточно редко, поэтому однако Ахеджакова полюбилась зрителю именно за своих ярчайших второстепенных героинь.

Творческие успехи актрисы отмечены многочисленными театральными и кинематографическими призами. Так, Ахеджакова дважды была удостоена премии «Ника» за лучшую роль второго плана в «Небесах обетованных» Рязанова и «Изображая жертву» Серебренникова.

Ахеджакова удостаивалась званий Заслуженной и Народной артистки России, а также была награждена орденами Почета за заслуги в области культуры и искусства и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.


Написать комментарий

Все поля обязательны для заполнения!