NEWS24-7.ru

Культура
 Последние новости

30 лет без Андрея Миронова

Ровно тридцать лет назад, 16 августа 1987 года, скончался актер театра и кино, народный артист РСФСР Андрей Миронов. Во время гастролей в Риге он не смог доиграть роль Фигаро в спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро" и умер спустя два дня.


 
16 августа
16:30 2017

Ровно тридцать лет назад, 16 августа 1987 года, скончался актер театра и кино, народный артист РСФСР Андрей Миронов. Во время гастролей в Риге он не смог доиграть роль Фигаро в спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро" и умер спустя два дня.

В августе 1987 года московский Театр Сатиры находился на гастролях в Риге. Главной и самой известной постановкой был, конечно, спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше. Андрей Миронов, один из ведущих артистов театра, играл в этом спектакле главную роль. 14 августа актеры снова вышли на сцену Рижского оперного театра в привычных ролях - расшитых золотом камзолах и пышных платьях. Спектакль шел к известной всем развязке - сцена свидания графа Альмавивы (его играл Александр Ширвиндт) с женой вместо невесты Фигаро уже состоялась, и слугу-пройдоху ждет неприятное объяснение с господином. Ширвиндт вспоминал, что Миронов успел сказать свою последнюю реплику («Да! Мне известно, что некий вельможа одно время был к ней неравнодушен, но то ли потому, что он ее разлюбил, то ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтение мне») и сразу после начал отходить от графа вглубь сцены и слабеть на глазах. Ширвиндт-Альмавива фактически унес Фигаро за кулисы, крикнув «Занавес!». «Шура, голова болит», - сказал Миронов. Еще два дня врачи боролись за его жизнь, но ничего не смогли сделать. 16 августа 1977 года актер театра и кино, народный артист РСФСР Андрей Миронов скончался после обширного кровоизлияния в мозг. Ему было всего 46 лет. "Почему случилось именно это, а не что-нибудь другое?" Родителями Андрея Миронова были известные эстрадные артисты - Мария Миронова и Александр Менакер. Фамилию отца (который был членом большой артистической династии) он носил до конца 40-х и поменял на фамилию матери, когда пошел в школу. Вопроса, где продолжать образование, при таких родителях фактически не стояло, и в 1958-м Миронов подал документы в Театральное училище имени Щукина, после окончания которого хотел попасть в театр имени Вахтангова, но не сложилось. Зато его взял к себе в Театр Сатиры Валентин Плучек. В этом театре Миронов, что называется, прижился - первоначальный скепсис ушел, осталась только работа - его сразу ввели в спектакль «24 часа в сутки», потом были роли в постановках «Дамоклов меч», «Лев Гурыч Синичкин», «Проделки Скапена», «Клоп» и «Женский монастырь».

В 1969-м Плучек ставит «Женитьбу Фигаро» - знаковый спектакль в истории театра, в котором были заняты все ведущие актеры.

Графа Альмавиву сначала играл Валентин Гафт, потом эту роль взял Ширвиндт, графиню Розину - Вера Васильева, Марселину - Ольга Аросева и Татьяна Пельтцер. Пышная костюмная постановка спустя пять лет была снята для телевидения и ее регулярно показывали - настолько регулярно, что вся страна была в курсе взаимоотношений графа, графини и графских слуг. Этот спектакль шел на сцене театра 18 лет - вплоть до смерти Миронова. "Я хочу выпить чашечку кофе"

Впрочем, к роли Фигаро Андрей Миронов уже подошел со всесоюзной известностью - благодаря кинематографу, основному поставщику звезд советского времени. Рассказывали, что он мог бы впервые попасть на экран еще в 11 лет - его отобрали в массовку сказки Александра Птушко "Садко", но юный артист оделся не в предписанную режиссером дерюжку, а в модную футболку, за что и был выдворен со съемочной площадки.

Настоящая кинокарьера Миронова началась в 60-е.

Еще студентом Щукинского училища он сыграл одну из ролей в фильме Юлия Райзмана "А если это любовь?", который вышел в 1961 году. И уже через пару лет Миронову досталась главная роль в картине "Три плюс два", экранизации пьесы Сергея Михалкова, в которой его партнерами были такие же молодые актеры Евгений Жариков (он, кстати, дебютировал одновременно с Мироновым в "А если это любовь?"), Наталья Кустинская и Наталья Фатеева. После этого Миронова уже начали узнавать, но настоящий успех оказался связан с двумя мастерами комедийного кино.

В 1966 году в комедии Эльдара Рязанова Миронов сыграл "умеющего жить" продавца коммисионки Диму Семицветова ("Почему я не могу жить свободно, открыто? Ой, когда это все кончится?"), ставшего жертвой борьбы Юрия Деточкина за справедливость. А два года спустя ему снова досталась комическая роль преступника - контрабандиста Геши Козодоева в "Бриллиантовой руке" Леонида Гайдая. Вот после этих фильмов - несмотря на отрицательные образы сыгранных им персонажей - Миронов и оказался едва ли не самым популярным актером конца 60-х и начала 70-х. И с этим багажом он подошел к роли Фигаро в родном театре.

"А если я лучше своей репутации?"

Андрей Миронов озвучивал мультфильмы ("Месть кота Леопольда", "Раз ковбой, два ковбой"), работал на телевидении и, конечно, очень много снимался в кино - в его актерской фильмографии более пятидесяти работ. Но сам актер оценивал эту часть своей работы не очень высоко и называл свои кинороли "одноплановыми" - ему действительно чаще доставались роли обаятельных авантюристов, а те немногие драматические персонажи, которых ему удавалось сыграть, переломить ситуацию не могли.

Маркиз в "Достоянии республики", милиционер под прикрытием Васильев в "Невероятных приключениях итальянцев в России" (еще одна работа с Рязановым), Остап Бендер в "Двенадцати стульях" или министр-администратор в "Обыкновенном чуде" - его герои были похожи друг на друга и, пожалуй, на Фигаро. Удавалось Миронову, правда, сняться и в лирических комедиях - чаще в музыкальных, вроде "Соломенной шляпки» или «Небесных ласточек», и в грустной "Сказке странствий" Александра Митты, и даже у Алексея Германа в драме "Мой друг Иван Лапшин".

Но Миронов 80-х больше всего запомнился, пожалуй, как мистер Фест в комедийном вестерне Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов".

Комедийных ролей от него ждали и зрители - это было устоявшееся амплуа, бороться с которым очень тяжело. В театре-то он играл и Хлестакова в "Ревизоре", и Чацкого в "Горе от ума", и Мекхита в "Трхгрошовой опере", и Лопахина в "Вишневом саде". Отдельные спектакли Театра Сатиры Миронов ставил и сам - как, к примеру, «Бешеные деньги» по Островскому или "Прощай конферансье" по Григорию Горину. Весной 1987 года Андрей Миронов выпустил новый спектакль - "Тени" по Салтыкову-Щедрину, в котором сыграл роль Клаверова. Работа над этой постановкой привела к затяжному конфликту с худруком театра Валентином Плучеком - причем такому, что тот не отпустил Миронова из Риги на похороны Анатолия Папанова (скончался 5 августа). Впрочем, похороны и самого Миронова прошли без его коллег из Театра Сатиры - гастроли никто отменять не стал. Он был похоронен 20 августа 1987 года на Ваганьковском кладбище Москвы.


Написать комментарий

Все поля обязательны для заполнения!