NEWS24-7.ru

Бизнес и финансы
 Последние новости

Как российские антисанкции ударят по собственным гражданам

Россиян могут оставить без работы и здоровья


 
17 апреля
20:30 2018

В рамках ответа США Госдума РФ предлагает запретить экспорт американцам титана, ракетных двигателей, а с другой стороны - импорт в Россию американских лекарств, имеющих аналоги. Примут этот законопроект или нет, неизвестно. Но уже очевидно - по нам он ударит сильнее, чем по противнику.

Кранты Верхней Салде

Не слышали про Верхнюю Салду? Это в Свердловской области. Всего 42 тыс. населения, из которых около 15 тыс. трудятся на градообразующем ВСМПО (Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение). Предприятие - крупнейший налогоплательщик Свердловской области. А еще у него есть предприятие-побратим по другую сторону уральского хребта: Ависма в Березняках Пермского края. Тут трудится еще 5 тыс. человек. Вполне возможно, очень скоро львиной доле из этих 20 тыс. рабочих и инженеров придется сменить место жительство или нищенствовать. Просто корпорация ВСМПО-Ависма поставляет комплектующие для американского Boeing: в частности, большая часть титановых деталей для новейшего Boeing 787 Dreamliner спроектирована и изготовлена именно на Урале. Из годового объема в 25 тыс. тонн титана на внутренний рынок уходит всего 10 тыс. тонн, а остальное - иностранным потребителям, из которых Boeing - крупнейший. И разрыв контрактов с американцами приведет к непредсказуемым последствиям для 20 тыс. сотрудников российской компании, их семей, бюджета двух и без того не самых благополучных городов. В 2017 году ВСМПО-Ависма заплатила 7 млрд. руб. налогов. Если антисанкции действительно будут приняты, то в 2018 году бюджет недополучит половину этой суммы.

- Нарушение кооперационных связей, невыполненные бизнес-обязательства могут надолго, если не навсегда, вырвать нашу компанию из титанового рынка. Мы надеемся на мудрость и дальновидность российских законодателей, которые, по нашему убеждению, не могут принять решение, способное негативно отразиться на российской титановой отрасли и экономике страны в целом, - заявили в самой ВСМПО-Ависма.

- Мы не одни на рынке. Если мы уйдем оттуда, то потом такое же место не займем, - опасается Андрей Фролов, научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений".

Титан - не единственное, чем мы «наказываем» Штаты. НПО «Энергомаш» в подмосковных Химках поставляет двигатели для американских ракет-носителей «Атлас» и «Антарес». Разумеется, предприятие работает и на российский космос: производит с десяток разных ракетных двигателей для наших «Союз», «Энергия», «Ангара». Правда, по оценкам экспертов, примерно половина выручки «Энергомаша» приходится именно на зарубежные контракты, львиная доля в которых у США. В самом НПО «Энергомаш» от комментариев отказались. Понятно, всех 4 тыс. сотрудников производственного объединения на улицу не выкинут, но очевидно - потеря столь крупного клиента повлечет сокращения персонала. А оставшимся, как водится, урежут зарплату.

НАЗАД К БОЯРЫШНИКУ

Фатальное совпадение. Как раз, когда правительство констатирует успехи в борьбе с «фунфыриками» - спиртосодержащими настойками типа «Боярышник», вице-спикер Госдумы Петр Толстой предлагает лечить гипертонию не импортными лекарствами, а боярышником. Отлично подойдет, по его мнению, и кора дуба. Второй вариант, видимо, для трезвенников. Позже Толстой заявил, что это была шутка. Однако, лечащимся импортными препаратами совсем не до шуток. По данным компании RNC Pharma, лекарств, привезенных непосредственно из США в России всего 4,3% импорта. Но по факту препаратов американских фармкомпаний поставляется значительно больше - часть поставляется с заводов в Европе или Азии.

- Всего из США к нам ввозиться около 220 наименований лекарственных препаратов. Из них около 130 имеют аналоги в России, - говорит Николай Беспалов, директор RNC Pharma. - Если говорить о коммерческих названиях, то это, например, «Тизин» (от насморка), «Креон» (от болезней желудка), «Лирика» (от эпилепсии), «Норвакс» (от гипертонии), «Виагра» (от эректильной дисфункции) и другие.

Всего на российский рынок поступает 220 наименований американских лекарств. Стараниями депутатов этот список может сократиться.

Всего на российский рынок поступает 220 наименований американских лекарств. Стараниями депутатов этот список может сократиться.

В основном, лекарства из США поставляют три фармгиганта - корпорации Pfizer, MSD и Johnson & Johnson. Помимо лекарств от насморка и простуды, они привозят в Россию лекарства для ВИЧ-инфицированных, для больных лейкемией и другими видами онкологических заболеваний. От гепатита С. Антидепрессанты и гормональные контрацептивы.

У большинства из этого списка есть российские аналоги. Но врачи знают, что замена препарата на «идентичный» не всегда незаметна. Реакция на препарат у каждого индивидуальная. Если какое-то лекарство подошло, его нельзя менять.

- Если, например, будут проблемы с поставками инсулина из США или стран Европы, пострадают больные сахарным диабетом, - говорит Семен Гальперин, президент «Лиги защиты врачей». - Во-первых, чтобы подобрать замену, потребуется какое-то количество времени. Подобрать наилучший препарат - долгий процесс. Пока он идет, мы обрекаем кого-то на осложнения, а возможно и на смерть. Рассуждать, что из патриотических соображений мы не будем лучшим образом лечить своих же людей - это людоедская идеология.

На практике дженерик (аналог лекарства) менее эффективен по сравнению с оригиналом. Дженерик полностью повторяет химическую формулу. Но его производители имеют право использовать иные вспомогательные вещества, по-другому выстраивать процесс производства. На медицинских форумах о дженериках отзывы, мягко говоря, нелестные. На кого-то они не действуют совсем, кто-то описывает множество побочных эффектов.

- При прочих равных условиях оригинальный препарат всегда действует лучше, - говорит фармацевт Павел Корнеев.

Эксперт отметил, что допустимая разница в эффективности между оригиналом и аналогом лекарства - 20%. При соблюдении этого условия дженерик появится на рынке. Но эталоном качества не всегда бывает оригинальное лекарство. Фармкомпании имеют право выпускать «аналог аналога». То есть, в исследовании качество дженерика сравнивают с другим дженериком. Тогда разница может достигать 40%.

- Если аналог не действует на пациента, то это происходит не потому, что в его составе находятся какие-то вспомогательные вещества, которых нет в оригинале. А потому что производитель смухлевал. Использовал сырье низкого качества или очень маленькие пропорции активно действующего вещества, - объясняет Николай Беспалов. - По сути, это мошенничество и нанесение вреда пациенту. И это должно пресекаться, независимо от того российская ли компания произвела лекарство или западная. Нужна хорошая система фармнадзора в нашей стране. Пока она у нас только в стадии формирования.

А В ЭТО ВРЕМЯ

РЕЖЕМ КРЫЛЬЯ, НА КОТОРЫХ ЛЕТАЕМ

Boeing без нас, скорее всего, полетит: доля российского титана в общем весе корпуса американского самолета составляет 8,5%. А вот полетим ли мы без Boeing? Американцы произведут меньше самолетов - поставки российским авиакомпаниям отодвинут в хвост очереди, если вообще не заморозят.

- Эти антисанкции необходимо вводить очень продуманно и деликатно, - считает Олег Смирнов, бывший замминистра гражданской авиации СССР. - Примерно 95% полетов у нас осуществляется на самолетах западного производства. Если в ответ США запретят «Боингу» обслуживать наш авиапарк и поставлять запчасти, мы с вами останемся без воздушного транспорта. Нет одной важной детальки - и самолет встал.

По мнению эксперта, европейский «Эйрбас» в этом случае скорее всего поддержит американского коллегу. Сейчас российские авиакомпании используют около 600 машин. Авиапарк с каждым годом растет. Отечественная промышленность удовлетворить спрос пока не в состоянии.

- Правительство Гайдара в 90-е годы полностью разрушило авиастроение, - считает Олег Смирнов. - Поэтому я бы не стал сейчас размахивать титановым жупелом. Иначе мы окажемся в каменном веке с точки зрения воздушного транспорта.

По словам эксперта, даже наличие новых отечественных самолетов нас не спасет. Во-первых, их дола минимальна, а производство мизерное. Во-вторых, они далеко не такие отечественные. К примеру, Sukhoi Superjet 100 на 75% состоит из комплектующих западного производства.


Написать комментарий

Все поля обязательны для заполнения!