NEWS24-7.ru

Бизнес и финансы
 Последние новости

Хоть святых попроси: Как правильно молиться за бизнес

Обращаться за помощью к высшим силам — уже традиция для многих предпринимателей.


 
15 августа
20:30 2017

Обращаться за помощью к высшим силам — уже традиция для многих предпринимателей. В интернете можно найти молитвы на успех в делах, заговоры на хорошие переговоры, просьбы святым о бойкой торговле. «Секрет» прочитал брошюру «Молитвы православного предпринимателя» (2004 год, АНО Развитие духовности, культуры и науки) и решил выяснить, верно ли молиться святым за бизнес.

Как люди начали молиться

Связь религии с хозяйственной деятельностью существует столько же, сколько существуют оба этих явления, то есть всю человеческую историю. И столько же времени люди испытывали страх перед теми явлениями, победить которые человеческое упорство было не в силах. Очевидным способом как-то повлиять на непредсказуемые природные силы было обращение к тем, кто над этими силами был, как считали, властен — к божествам многочисленных дохристианских пантеонов.

Постепенная христианизация Европы, Северной Африки и Ближнего Востока несколько повлияла на восприятие природных процессов, от которых всё еще зависело выживание миллионов людей. Теперь они рассматривались в моральном ключе. Неурожай или эпидемия больше не считались результатом недовольства богов или неправильного исполнения магических обрядов. Отныне в них видели наказание Бога за людское зло. Бог, желая изменить людей к лучшему и спасти их от еще более горькой участи, допускал всякого рода «глады и моры» — как меньшее зло по сравнению со злом большим. В этом контексте экономические неудачи были не абсолютным злом, но скорее средством, при помощи которого благой Бог мог донести до человека некие полезные вещи.

Это не означало, что голод или разорение стали считаться благом, однако Церковь учила, что лучший способ взаимодействовать с неподконтрольными факторами — это добродетельная жизнь и принятие воли Божьей (т.е. стремление даже из неудачи извлечь для себя нечто доброе, например нравственный урок). Такова была теория.

Но на практике люди всё так же стремились к успеху, сытости и богатству, и просили Бога именно о них. По мере развития почитания святых именно в них христиане стали видеть своих помощников в подобных земных нуждах. Но почему в различных обстоятельствах люди обращались к разным святым? Откуда взялось знание «каким святым о чём молиться»? 

Какие святые за что отвечают

Изначально — из примера жизни самих святых. Люди полагали, что если некий святой в своей земной жизни был земледельцем, то и по смерти он проявит «классовую солидарность» и будет помогать крестьянам. Однако тут возникла проблема. Почти всех святых можно поделить на четыре группы: мученики за веру, преподобные (святые монахи), святители (святые епископы) и разного рода святые правители. К этому можно добавить апостолов и равноапостольных (распространителей христианства), которые, впрочем, чаще всего были либо монахами, либо архиереями, либо князьями. Этот список не покрывает и малой доли профессий, и в нём почти нет крестьян, которые на протяжении веков составляли основную массу населения. Поэтому взаимосвязи между земной жизнью святого и каким-либо делом стали изыскивать с изрядной долей фантазии. Например, ученики Иисуса Лука и Клеопа превратились в покровителей путешествующих лишь потому, что прошли несколько километров с воскресшим Христом. Но в основном проблема решалась за счет церковного календаря.

Дни празднования святых неизбежно совпадали со временем каких-то сельскохозяйственных работ и связанных с ними экономических циклов. И хотя ничего, кроме даты, не связывало египетского монаха Пахомия с высадкой огурцов в губерниях центральной России, одного этого фактора оказалось достаточно. «На Пахома сажают огурцы», ему же и молятся об урожае. Именно календарные совпадения дали церковной традиции подавляющее число «специализированных» святых. Но здесь было две важных оговорки. Во-первых, это были именно народные традиции. Епископат относился к ним очень прохладно. В официальных богослужебных книгах указания, что такому-то святому надо молиться от такой-то напасти почти неизвестны (хотя есть несколько исключений, вроде молитвы мученику Антипе от зубной боли, которая попала в Требник). Во-вторых, такой народный календарь складывался по-своему не только в каждой православной стране, но и в каждом ее регионе. 

Как появились молитвословы на все случаи жизни

Ситуация изменилась в начале XIX века, и основным пространством перемен стала Российская империя. С ростом уровня грамотности даже среди крестьянства повышался спрос на простейшую религиозную литературу, а печатный станок не только удовлетворял этот спрос, но менял «уровень» народного обычая. Указание, что «огурцы сажают на Пахома», попав на страницы брошюрки, обретало претензию на серьезность и некую степень богословской истины. Начиная с 1830-х годов брошюрки типа «Какому святому в какой нужде молиться» начинают наводнять рынок православной литературы в России. Их составители черпали сведения откуда попало, при необходимости заполняя пробелы самостоятельно. В XIX веке было сложено и большинство молитв, обращенных к тем или иным святым. Это очевидно даже неспециалистам: «церковнославянский» язык этих молитв содержит огромное количество ошибок и есть ни что иное, как просто украшенный архаизмами русский. Разница особенно видна в сравнении с каноническими текстами, обращенными к тем же святым (тропарями, кондаками и т.д).

По неизвестным причинам государственная цензура, Синод, и русские архиереи не делали практически никаких попыток остановить поток литургического новодела, исключая лишь несколько наиболее скандальных случаев. К началу ХХ века сборники молитв, расставленных в порядке нужд и потребностей вместе с календарями оказались едва ли не главной доходной статьей как частных, так и монастырских издательств империи.

Когда в начале 1990-х религиозное книгоиздание в России возобновилось, основным источником духовных книг долгое время были исключительно издания XIX – начала ХХ века. Их сохранилось великое множество, и именно на их основе многочисленные частные и церковные издательства формировали вкус «новых православных», то есть миллионов людей, пришедших в Церковь в этот период. Кроме того, в церковной среде сложился (совершенно неоправданный) консенсус относительно статуса дореволюционных изданий — они априори считались достойными доверия, и потому их контент воспроизводился и копировался без колебаний даже солидными издателями. В этот период широко распространился жанр «тематических молитвословов» — для путешествующих, для военных, для женщин и т.п. 

Как молиться предпринимателю

Вообще, молитвослов — это вполне традиционная богослужебная книга православной Церкви, которая включает в себя стандартный набор литургических текстов для домашнего употребления: молитвы утренние, вечерние, перед причащением и некоторые другие. Однако издатели, сохраняя этот небольшой костяк, стали дополнять молитвословы практически любыми текстами, руководствуясь лишь своим вкусом. Порой тематические сборники молитв издавались и отдельно.

Одним из таких мини-сборников является брошюра «Молитва православного предпринимателя», изданная в 2004 году по благословению епископа Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова).

Брошюра начинается с «Молитва при открытии предприятия апостолу Павлу». Эта молитва, написанная в начале XIX века неизвестным автором, не содержит ничего, что позволило бы увязать ее с заявленной темой. Предлагается помолиться о успешном открытии предприятия, однако в самой молитве (которая написана от лица одного человека и по смыслу предназначена исключительно для частного употребления) это прошение к святому никак не сформулировано. Также совершенно непонятно, почему перед открытием предприятия надо молиться именно апостолу Павлу, величайшему проповеднику христианства I века и автору значительной части Нового Завета. Сложно объяснить, почему вместо неё нельзя было предложить древнюю и каноническую молитву из содержащегося в Требнике молебна перед началом всякого доброго дела.

Следующая «молитва о покровительстве в торговле великомученику Иоанну Новому» (имеется в виду Иоанн Сочавский) вообще не является молитвой в жанровом отношении — это идущие подряд тропарь, кондак и величание святому, взятые из службы, составленной ему ок. 1402 года, когда мощи святого были доставлены в Сочаву — столицу Молдавского княжества. Сам выбор св. Иоанна Сочавского в качестве покровителя торговли достаточно оправдан. В своей земной жизни он действительно был купцом. Около 1330 года его оклеветали перед правителем Трапезунда (возможно, по соображениям конкуренции), принуждали к отречению от христианской веры и в конце концов предали мучительной казни. В приведённых в брошюре литургических текстах ничего не говорится о покровительстве святого Иоанна торговле, однако было бы разумного составить этому святому молитву с соответствующим смыслом.

Далее следует заголовок-совет: «Если дела идут плохо, читай псалом 37». Приведённый Псалом 37 из ветхозаветной книги Псалтирь действительно представляет собой молитву человека, оказавшегося в пучине жизненных бед. Автор псалма, оставленный друзьями и окруженный врагами, просит Бога, чтобы Он наставлял его на жизненном пути не в «ярости» или в «гневе», но «поспешая на помощь» кающемуся грешнику. Комментируя этот псалом, св. Феодорит Кирский отмечает, что автор молит Бога «вразумить его как свойственно врачу, а не Судии, и уврачевать не сильно, но легко действующими лекарствами». Псалом 37 очень хорошо соответствует заявленной в заголовке теме.

Photo

За псалмом идет «молитва от нарушителей обещаний и договоров святому мученику Полиевкту». Этот святой III века действительно с глубокой древности почитается покровителем договоров (и наказателем их нарушителей) как в восточной, так и в западной христианской традиции. Римский воин Полиевкт жил в армянском городе армянском Мелитене (ныне Малатья в Турции) и не был даже крещен, однако его ближайший друг Неарх был убежденным христианином. Во время преследования христиан Неарх сказал Полиевкту: «Друг, мы скоро разлучимся с тобой, меня возьмут на мучения, а ты, пожалуй, отречешься от дружбы со мной». Но Полиевкт остался предан своему другу: он опрокинул статуэтки языческих божеств, которым солдаты должны были поклониться, чтобы продемонстрировать лояльность религиозной политике Рима, и был казнен. Даже уговоры ближайших родственников не заставили его отречься от религии, к которой Полиевкт формально так и не присоединился. Вероятно, верность товариществу и послужила основой для «специализации» этого святого. Приведенная в брошюре молитва Полиевкту в сборниках ХIX века неизвестна. Она была составлена, скорее всего, уже в XXI веке на основе нескольких никак не связанных с этим святым православных молитв.

Сборник завершает «Молитва от посягательства бандитов праведному Иосифу Обручнику». Почему авторы решили выбрать для такой функции именно св. Иосифа, обручника Девы Марии, совершенно непонятно. В западной Церкви он считается покровителем труда и рабочих. На христианском востоке почитание св. Иосифа вообще не получило широкого распространения – в церковном календаре он вспоминается лишь в «неделю святых богоотец» (воскресенье после Рождества) вместе с прочими земными предками Иисуса Христа. Приведенная молитва составлена в России не раньше 40-х годов XIX века, вероятно, вместе с акафистом этому святом и, разумеется, не содержит никаких прошений о защите «от посягательства бандитов». Остается загадкой, почему составители брошюры выбрали для такой цели именно св. Иосифа, ведь куда более логичным было бы назначить на роль «небесного ЧОПа» одного из почитаемых в православии святых воинов.

«Молитва православного предпринимателя» стала очередным примером того, как здравую идею погубила небрежная и необдуманная реализация. Совершенно очевидно, что брошюра была подготовлена за 15-20 минут путем введения соответствующих запросов в «Яндекс». В пользу такой версии говорят, например, грубые и нарушающие стилистику названия «молитв», а также тот факт, что в них не проставлены ударения (тогда как в тексте псалма 37 они есть).

«Тематические» молитвословы, ориентированные на ту или иную категорию людей – это вполне оправданное и здоровое явление. Но епископам, ставящим на таких изданиях свое «благословение», следовало бы предпринимать хотя бы малые усилия, чтобы такие книги не были сборниками бессмыслицы, дурновкусия и богословского невежества. А пока это именно так.

Молитва перед началом всякого дела

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

Молитва при открытии предприятия апостолу Павлу

О, святый верховный апостоле Павле, сосуде избранный Христов, небесных таин сказателю, всех языков учителю, церковная трубо, пресловущий витие, многия беды за имя Христово претерпевый, море измеривый и землю обшедый и нас от лести идольския обративый! Тя молю и к тебе вопию: не гнушайся мене сквернаго, возстави падшаго греховною леностию, якоже в Листрех хромого от чрева матерня возставил еси: и якоже Евтиха мертва бывша оживил еси, воскреси и мене от мертвых дел: и якоже молитвою твоею основание темницы некогда потрясл еси и узники разрешил еси, сице исторгни мя творити волю Божию. Вся бо можеши данною ти властию от Христа Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Фотография на обложке: ImagineGolf / Getty Images


Написать комментарий

Все поля обязательны для заполнения!